Неточные совпадения
И вот настала минута, когда эта мысль
является не как отвлеченный призрак, не как плод испуганного воображения, а как голая
действительность, против которой не может быть и возражений.
«По отношению к
действительности каждый из нас
является истцом, каждый защищает интересы своего «я» от насилия над ним. В борьбе за материальные интересы люди иногда
являются личными врагами, но ведь жизнь не сводится вся целиком к уголовному и гражданскому процессу, теория борьбы за существование не должна поглощать и не поглощает высших интересов духа, не угашает священного стремления человека познать самого себя».
— Вот
явились люди иного строя мысли, они открывают пред нами таинственное безграничие нашей внутренней жизни, они обогащают мир чувства, воображения. Возвышая человека над уродливой
действительностью, они показывают ее более ничтожной, менее ужасной, чем она кажется, когда стоишь на одном уровне с нею.
К лету 14 года Клим Иванович Самгин был весьма заметным человеком среди людей, основным качеством которых
являлось строго критическое отношение к
действительности, текущей все более быстро и бурно. О нем весьма единодушно говорили...
Послом
действительности к нему чаще других
являлась Любаша Сомова, всегда окрыленная радостями.
Она
являлась логическим результатом сцепления целой системы причин и следствий, созданных живой
действительностью.
В воображении Привалова Марья Степановна представлялась убитой и потерявшей голову женщиной, в
действительности же она
явилась по-прежнему спокойной и гордой.
Кант так далеко заходит в своем рационализме, что для него вся
действительность, все живое бытие есть продукт знания, мышления: мир созидается категориями субъекта, и ничто не в силах из этих тисков освободиться, ничего не
является само по себе, независимо от того, что навязывается субъектом.
Другим соблазном оторванного познающего субъекта
является желание признать себя творцом бытия, увидеть в
действительности как бы копирование самого себя.
Только у познающего субъекта, оторванного от объекта, отсеченного от бытия, может
явиться соблазн быть зеркалом, отражением
действительности, быть верной копией
действительности.
Ведь вся эта нескладная театральная суматоха и всеобщая путаница
являлась только живым сколком и продолжением того, что считалось за
действительность в господском доме; те же декорации и кулисы, тот же оптический обман на каждом шагу и только меньше фальши и лжи, хотя актеры и актрисы должны были изображать совсем других людей.
Что так старательно развивалось и подготовлялось Раисой Павловной в течение нескольких лет, Прейном было кончено разом: одним ударом Луша потеряла чувство
действительности и жила в каком-то сказочном мире, к которому обыденные понятия и мерки были совершенно неприложимы, а прошлое
являлось каким-то жалким, нищенским отребьем, которое Луша сменяла на новое, роскошное платье.
Он рассуждал о страстях верно, но не признавал над собой их власти, даже смеялся над ними, считая их ошибками, уродливыми отступлениями от
действительности, чем-то вроде болезней, для которых со временем
явится своя медицина.
Все самые неестественные лица и события были для меня так же живы, как
действительность, я не только не смел заподозрить автора во лжи, но сам автор не существовал для меня, а сами собой
являлись передо мной, из печатной книги, живые, действительные люди и события.
[Эти люди представляют себе природу и человеческое общество иными, чем их сотворил бог и чем они
являются в
действительности (фр.).]
Вслед за такого рода легендой молодой Суслов уже в
действительности является большим распространителем хлыстовщины в Москве.
В
действительности лесной вопрос для Урала
является в настоящую минуту самым больным местом: леса везде истреблены самым хищническим образом, а между тем запрос на них, с развитием горнозаводского дела и промышленности, все возрастает.
В
действительности очень часто мелкие по характеру люди
являются двигателями трагических, драматических и т. д. событий; ничтожный повеса, в сущности даже вовсе не дурной человек, может наделать много ужасных дел; человек, которого нисколько нельзя назвать дурным, может погубить счастие многих людей и наделать несчастий гораздо более, нежели Яго или Мефистофель.
Определяя прекрасное как полное проявление идеи в отдельном существе, мы необходимо придем к выводу: «прекрасное в
действительности только призрак, влагаемый в нее нашею фантазиею»; из этого будет следовать, что «собственно говоря, прекрасное создается нашею фантазиею, а в
действительности (или, [по Гегелю]: в природе) истинно прекрасного нет»; из того, что в природе нет истинно прекрасного, будет следовать, что «искусство имеет своим источником стремление человека восполнить недостатки прекрасного в объективной
действительности» и что «прекрасное, создаваемое искусством, выше прекрасного в объективной
действительности», — все эти мысли составляют сущность [гегелевской эстетики и
являются в ней] не случайно, а по строгому логическому развитию основного понятия о прекрасном.
Напротив того, из определения «прекрасное есть жизнь» будет следовать, что истинная, высочайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире
действительности, а не красота, создаваемая искусством; происхождение искусства должно быть при таком воззрении на красоту в
действительности объясняемо из совершенно другого источника; после того и существенное значение искусства
явится совершенно в другом свете.
Я могу представить себе солнце гораздо больше по величине, нежели каково оно в
действительности; но ярче того, как оно
являлось мне в
действительности, я не могу его вообразить.
Этого мало: отделение не только отнимает жизненную полноту у многих моментов событий, но часто изменяет их характер, — и событие
явится в рассказе уже не таким, каково было в
действительности, или, для сохранения сущности его, поэт принужден будет изменять многие подробности, которые имеют истинный смысл в событии только при его действительной обстановке, отнимаемой изолирующим рассказом.
Итак, справедливо, что фраза: «искусство есть воспроизведение
действительности», должна быть дополнена для того, чтобы быть всесторонним определением; не исчерпывая в этом виде все содержание определяемого понятия, определение, однако, верно, и возражения против него пока могут быть основаны только на затаенном требовании, чтобы искусство
являлось по своему определению выше, совершеннее
действительности; объективную неосновательность этого предположения мы старались доказать и потом обнаружили его субъективные основания.
Природа и жизнь производят прекрасное, не заботясь о красоте, она
является в
действительности без усилия, и, следовательно, без заслуги в наших глазах, без права на сочувствие, без права на снисхождение; да и к чему снисхождение, когда прекрасного в
действительности так много!
Но, по их мнению, красота должна быть однообразна в своей вечности, не только вечна; потому против прекрасного в
действительности является новое обвинение.
Красота и величие действительной жизни редко
являются нам патентованными, а про что не трубит молва, то немногие в состоянии заметить и оценить; явления
действительности — золотой слиток без клейма: очень многие откажутся уже по этому одному взять его, очень многие не отличат от куска меди; произведение искусства — банковый билет, в котором очень мало внутренней ценности, но за условную ценность которого ручается все общество, которым поэтому дорожит всякий и относительно которого немногие даже сознают ясно, что вся его ценность заимствована только от того, что он представитель золотого куска.
Но, хотя
действительность протекала где-то за пределами его внимания, — он скоро почувствовал: в булочной есть что-то необычайное, в магазине торгуют девицы, неспособные к этому делу, читающие книжки, — сестра хозяина и подруга ее, большая, розовощекая, с ласковыми глазами. Приходят студенты, долго сидят в комнате за магазином и кричат или шепчутся о чем-то. Хозяин бывает редко, а я, «подручный»,
являюсь как будто управляющим булочной.
Чем далее эти мечты были от
действительности, тем более они принимали детский характер: в них
являлись и волшебники, и оборотни, и неестественных размеров богатыри, и разумные кони, и наговоры еретические.
Это был неудачный суррогат
действительности, на которую
явилась уже потребность, но которую боялись дать живьем, боясь оскорбить отвлеченные требования искусства.
Беспрестанное устремление мыслей к одному, наконец, взяло такую власть над всем бытием его и воображением, что желанный образ
являлся ему почти каждый день, всегда в положении противуположном
действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребенка.
И в это время поет человек великие подвиги, уже не сказочные, но все еще принадлежащие более миру фантазии, нежели
действительности; в это время
являются песни славы и любви; трубадуры и менестрели украшают рыцарские пиры, барды и баяны сопровождают героев в их походах.
Нужно, чтобы роман имел в основании своем какую-нибудь идею, из которой бы развилось все его действие и к осуществлению которой оно все должно быть направлено; нужно, чтобы это развитие действия совершенно свободно и естественно вытекало из одной главной идеи, не раздвояя интереса романа представлением нескольких разнородных пружин; нужно, чтобы в описании всех предметов и событий романа автор художественно воспроизводил
действительность, не рабски копируя ее, но и не позволяя себе отдаляться от живой истины; нужно, наконец, чтобы романические характеры не только были верны
действительности, но — верны самим себе, чтобы они постоянно
являлись с своими характеристическими чертами, отличающими одно лицо от другого, словом — чтобы с начала до конца они были бы выдержаны.
Тотчас воспоминания и грезы оборвались, как тонкая нить, и неизбежная
действительность явилась мне во всех своих постылых подробностях.
Однако им принадлежит самостоятельное бытие в том смысле, что они
являются онтологическим prius [Первооснова, основание (лат.); букв.: предыдущее, предшествующее, первичное.] вещей, в силу которого возможность (δυνάμει δν) переходит в
действительность (ενεργεία öv), причем каждая форма имеет пребывающее, вечное существование, а совокупность форм образует их иерархию или организм.
Зло
является в этом смысле акциденцией (κατά συμβεβηκός), существуя ради другого, но не по собственной причине, ибо возникновение кажется правым, возникая ради добра, в
действительности же неправо, ибо мы неблагое принимаем за благое…
Ибо и это ничто не есть круглый нуль, но
является величиной в высшей степени положительною: именно здесь разумеется то, что существует под покрывалом Майи [В древнеиндийской философии Майа означает иллюзорность бытия; под «покрывалом Майи» скрывается истинная сущность вселенной.], которое только застилает наш взор миром явлений; это положительное ничто и составляет подлинную, хотя и трансцендентную для нас
действительность, по отношению к которой и установляется типически религиозное отношение.
Эти задачи состоят уже не в «возвышающем обмане», который, как и всякий обман, в
действительности является унизительным и ядоносным, но в преображающем жизнь творчестве.
В
действительности я
являюсь сторонником бесклассового общества, т. е. в этом отношении я наиболее близок к коммунизму.
Оно находит силу в самом себе, и эту силу пылкого воображения, которая
является для влюбленного созданной им
действительностью, нельзя разрушить никакими доводами благоразумия.
Задачей познания не
является повторение в форме понятий чего-то уже имеющегося в другом месте, но создание совершенно новой области, дающей лишь совместно с чувственно-данным миром полную
действительность.
Порой даже у него
являлась мысль: не в этой ли
действительности следует искать ему столь желанной тихой пристани?
Но правило это, при котором упускается из виду дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит
действительности там, где
является сильный подъем или упадок духа войска — во всех народных войнах.
В
действительности «народ»
является орудием в руках кучки демагогов, он остается в состоянии рабском, так как не имеет освобождающего света.
А потому, когда лавочник, рассказывавший мне о «порционном мужике», заключил свои слова указанием: «Вон он!» — я прежде всего взглянул прямо перед собою на лес, и первое, что мне представилось, навело меня не на ближайшую
действительность, а на отдаленное воспоминание о годах, когда я жил также против леса и, бывало, смотрю на этот лес долго и все вижу одни деревья, и вдруг сидит заяц, подгорюнился и ушки ставит, а у меня сейчас, бывало,
является охотницкая забота: чем бы его убить?